воскресенье, 23 марта 2025 г.

 Рекомендации по изучению лексической темы «Весна. Весенние месяцы»

Уважаемые родители! 

Предлагаем вам лексико-грамматические игры, упражнения и задания по лексической теме:  «Весна. Весенние месяцы». 


Словарная работа

Существительные: весна, март, апрель, май, гонцы весны, половодье, паводок, влага, посевы, посадки, пробуждение, почки, оттепель, подснежник, крокусы, грач, скворец.

Прилагательные: холодные, журчащие, звонкие, буйные, многоводные, лучистое, приветливое, мартовское, влажный, лазурное, вешние воды, птичье, рыхлый.

Глаголы: наступила, прилетели, бегут, журчат, затопляет, тронулся, набухают, распускаются, вьют гнёзда, кружатся, вьются, хлопочут, пробиваются, пригревает, дышится, пахнет, просыпается.

Родителям рекомендуется

1. Закрепите с ребенком  знания, полученные в детском саду - признаки ранней и поздней весны.

   Расспросите ребенка, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий месяц.

Запомнить названия весенних месяцев поможет четверостишие:    

   Март, апрель и май зелёный

   Дарят листья липам, клёнам.

   Просыпаются сады,

   Распускаются цветы.

Попросите ребенка рассказать (при необходимости помогите наводящими вопросами), какие изменения в природе произошли весной.

Я весна! Бужу землю ото сна!

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь скорее листочки.

Снег в ручейки превращайся.

Травка — муравка, вставай, поднимайся!

2. Объясните (покажите иллюстрации), как правильно называть описываемые явления одним словом.

- Совсем маленькая капля (капелька).

- Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями (капель).

- Теплая погода зимой или весной (оттепель).

- Место, где растаял снег и открылась земля (проталина).

- Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, пруда (полынья).

- Разлив реки при таянии снега или вскрытии ото льда весной (половодье).

- Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

- Небольшой водный поток (ручей).

3. Упражнение "Подбирай, называй"

Весна (какая) –

Солнце (какое) -

День (какой) -

Снег весной (какой) -

Сосулька (какая) -

Солнце весной (что делает) -

Снег весной (что делает) - чернеет, тает

Ручьи весной (что делают) -

Сосульки весной (что делают) -

4. Упражнение "Сосчитай: один, два, пять»: один весенний день, два весенних дня, пять весенних дней

Один быстрый ручей - …,    …

Одна глубокая лужа - …,   …

Одна маленькая проталина - …,   …

Одна ледяная сосулька - …,   …

5. Упражнение "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ручей - ручеек

Солнце - …,  луч - …,   проталина - …,   лужа - …,   сосулька - …,   трава - …,

лист - …,   ветка - …,   цветок - …,  почка - …,   ветер - …,   туча - …,  

облако - …, ручей - …

6. Упражнение «Один – много»  - образование существительных во множественном числе: одна проталина - много проталин

Луч - много …,   подснежник - …,   почка - …,   ветка - …,   цветок - …,  

букет - …,   сугроб - …,   фиалка - …

7. Упражнение "Скажи наоборот"

Тепло – …    День – …   Грязно – …    Утро – …   Светло – …

Снег зимой чистый, а весной - …

Зимой дни холодные, а весной - …

Зимой солнце тусклое, весной - …

Зимой погода пасмурная, а весной - …

8. Подобрать как можно больше слов:

Весенний – день, дождь, гром, цветок и т. д.

Весенняя – капель, гроза….

Весенние – цветы, дни, ….

 Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

10. Игра "Назови как можно больше действий»

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит, тает)

- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (идет, моросит, льет, капает, стучит по крыше, хлещет, шумит)

- Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, поднимается, опускается, печет, сияет, ласкает, улыбается)

- Что делает солнце весной? (освещает землю, согревает, светит, блестит, греет, радует)

- Что делает трава весной? (появляется, всходит, пробивается, прорастает, зеленеет, покрывает землю ковром)

- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов)

- Что делают почки на деревьях весной? (набухают, наливаются, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, пахучие, душистые)

- Что можно делать с цветами? (сажать, поливать, любоваться ими, смотреть на них, нюхать)

11. Выучите с ребенком стихотворение


Ты лети к нам, скворушка,


Принеси нам солнышко!


Разбуди весну скорей


Звонкой песенкой своей.


Ты лети к нам, скворушка,


Шелковое перышко,


На березе новый дом


Ждет тебя в краю родном.


(В. Орлов)


Кленам, липам и дубочкам


Новые дарю листочки.


Милых пташек приглашаю


Возвратиться с юга


И на север провожаю


Зимушку-подругу (Весна)






Комментариев нет:

Отправить комментарий